Молитвы перед едой

Жизнь христианина невозможна без молитвенного обращения к Богу. Молитва является свидетельством веры человека, ведь человек – это высшее творение Божие, созданное по Образу и подобию Бога, о чем свидетельствует устройство человека, имеющего, в отличие от бессловесных животных, бессмертную душу.

Содержание
  1. Важность богообщения
  2. Молитва перед едой как дар благодарения Создателю
  3. Молитва для себя, а не для Бога

Важность богообщения

Способность человека к творческой деятельности указывает на его особое положение в тварном мире: если животное живет исключительно по законам природы, то человек выходит за ее границы, создавая цивилизацию, строя города, изобретая различного рода механизмы, облагораживая землю, насаждая на ней и культивируя растения и пр. Но самое главное отличие состоит в том, что человек, чувствуя потребность в богообщении, создает особый мир, духовную сферу: философию, культуру, науку, различные виды искусств. Об этом исключительном положении человека свидетельствует его главная потребность – потребность в религии.

В отличие от бессловесной твари, человек – существо духовное, и все его стремления, жизнь наполнены высшим смыслом: стремлением к Богу. Даже неверующие люди испытывают эту потребность богообщения, пытаясь реализовать ее в своих творческих достижениях, земном служении людям, приобщении к искусству, науке и пр. видах деятельности. 

Ярким свидетельством высшего призвания, дарованного Богом человеку, является дар слова. Язык – это не только средство общения между людьми, но и особый дар, дающий способность богообщения. Через слово осуществляется восхождение души к Богу, возрастание в Божественной любви и добродетели. Данный Богом дар творить молитву, свидетельствует об особом положении человека в мире, его отличие от животного как твари бессловесной.

Молитва в храме или же келейная молитва, обращение к Богу во всяческих нуждах, сопровождает жизнь христианина, помогая его душе непрестанно развиваться, совершенствоваться. Даже самые простые молитвы, читаемые в течение дня, благотворно воздействуют на душу человека, настраивая его на добродетельную жизнь.

Это можно сказать и о молитве перед едой, которой часто не уделяется должного внимания. Однако и это краткое молитвенное обращение к Создателю при совершении, казалось бы, обычного, будничного правила совершать трапезу, крайне важно. В данной молитве человек касается не только «прозы жизни»: он обращается к Своему Создателю с просьбой и благодарением, прося не только о насыщении своей утробы, но и просвещении и совершенствовании своей души.

Даже само отношение человека к еде иное, чем у животного, которое ест все подряд, не раздумывая и не размышляя. Искусство кулинарии, стремление украсить стол, заботливое и рачительное отношение к питанию, а также умеренность в еде, правила приличия за столом свидетельствуют о том, что человек – существо духовное. Можно говорить об особой сфере – эстетике питания, которая является чисто человеческим свойством.

Для верующего человека очевидно, что источником наших земных благ является Бог: он нас питает, Он дает нам жизнь и здравие в мире сем. В знак благодарности, просьбы не лишить человека этой пищи – телесной и духовной, без которой невозможна жизнь, человек обращается к Создателю Своему и Творцу. Поэтому молитва перед едой – не простая формальность, как и другие молитвы – утренние (после пробуждения), молитвы на всякое доброе дело, совершаемое в течение дня, и молитвы вечерние (перед отходом ко сну). Все они являются свидетельством Божественного попечения о нас, ибо как говорит Господь: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5 ).

Молитва перед едой как дар благодарения Создателю

Все, что мы вкушаем, сама пища – это тоже дар Божий, жертва любви Создателя к людям, на что указывают слова Иисуса Христа:

«Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).

Преломление хлеба и вина на Тайной вечере является свидетельством этих слов Спасителя. Причащаясь в храме на Литургии, вкушая хлеб и вино – Тело и Кровь Христову – мы становимся причастниками вечной жизни.

В древние времена христиане, собираясь вместе, приготовляли трапезу – вечерю Любви, которую установил Христос. Она состояла не только во вкушении хлеба и вина, но и в чтении Священного Писания, усердной молитве за живых и усопших, страждущих и болящих, а также в благодарении за дарованную Богом пищу – хлеб и вино.

Наша каждодневная молитва перед едой – это отголосок тех древних трапез; она является свидетельством благоговейного отношения к Божественному дару – даруемой Богом пище, укрепляющей наше телесное и духовное естество. Читая ее, мы как бы удостоверяем себя, что являемся высшим творением Бога, а не просто скотиной бессловесной и неразумной. Не случайно перед началом трапезы читается молитвы «Отче Наш», «Богородице Дево», которые красноречиво свидетельствуют о том, что Господь-Бог – не отвлеченный абсолют, Он Истинный Сын Божий, Сын Человеческий, родившийся от Пресвятой Богородицы Девы, Он же Создатель духовного Ангельского мира и мира материального. Об этом свидетельствует также читаемый тропарь Ангелам «Небесных воинств Архистратиги». 

В современной практике, в нашем стремительном темпе жизни, обычно перед едой читается молитва «Отче наш» или же еще более краткое призывание:

«О́чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния».

После еды мы благодарим Создателя за данные нам дары, обращаясь со словами:

«Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с».

Очень часто в старину люди говорили, приветствуя собравшихся за столом, словами «Ангела за трапезой», которое означало благословение Ангельских сил. К вышеуказанным молитвам прибавляли еще и молитву Ангелам: «Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще ны пpипа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите ны,// я́ко чинонача́льницы Вы́шних Сил».

Все вышеуказанные молитвы – это не просто некие формальные слова, а свидетельство нашей живой веры: мы просим Бога оказать нам Свою милость, благодарим Его за непрестанное каждодневное попечение о нас.

В отличие от современной жизни, особенно пребывании в большом мегаполисе, где еда для человека доступна, в старину даже небольшой кусочек хлеба являлся большой роскошью. В дореволюционное время, в последующие годы Гражданской и Великой Отечественной войны, в послевоенное время большинство населения испытывало крайнюю нужду в самом необходимом – питании, одежде, жилье.

Для современного человека, избалованного разносолами, порой является странным и непонятным обычай доедать крошки со стола, не оставлять остатки пищи на тарелке. Но, пережив реальный голод, или же просто недостаток пищи, человек начинает понимать всю ценность дарованного Богом хлеба, без которого невозможна жизнь. Об этом говорили и писали жители блокадного Ленинграда, когда, умирая от голода, они молились от всего сердца, взывая к Создателю о спасении.

Были случаи настоящих чудес, когда внезапно кто-то приходил и приносил кусочек хлеба, или каким-то неведомым образом в продуктовый магазин приезжала машина с провиантом или же просто в каком-то углу находились «забытая» горбушка хлеба или сухарик. Какое счастье испытывал человек, вкушая эти жалкие крохи, которые спасали ему жизнь. Забытая молитва на устах звучала тогда совсем иначе, и уже спустя годы, десятилетия человек, вспоминая об этом чудесном обращении, благодарил Создателя за жизнь, которую Он даровал и за спасение, которое дало возможность в буквальном смысле слова заново родиться.

Все это говорит о том, что привычные слова, читаемые ежедневно, являются живым свидетельством Божественной любви. И человек, имея во всем скромный или приличный достаток, иногда ропщет, говоря, что его стол скуден и не так богат, как в рекламируемых в интернете кухнях со всеми изысками кулинарии. Однако необходимо всегда быть благодарным Богу за этот скромный дар. Свидетельством любви, доверия к Христу является молитва до и после пищи, когда мы просим Бога и благодарим Его за то, что в этот день и час Христос насытил нас телесно и духовно. 

Об этом свидетельствуют слова святого Серафима Вырицкого:

«Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились»[1].

Молитва для себя, а не для Бога

Как же следует молиться перед едой и после нее? Как было уже сказано выше, есть самые простые молитвы перед едой «Отче наш», «Богородице Дево» или же «Очи всех на Тя, Господи, уповают». В двунадесятые праздники, на Пасху данные молитвословия заменяют чтением тропаря праздника. После принятия пищи читается молитва благодарственная: «Благодарим Тя, Христе Боже наш» или же при легком перекусе читается отрывок из XXI Псалма: «Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века». 

Перед едой обычно молятся стоя, осеняя себя крестным знамением, за исключением людей болящих, которые не могут стоять.

Иногда можно молиться и своими словами, например, если человек крещенный, но не имеющий привычки читать по молитвослову и знать текст наизусть. Случается, что человек забыл слова молитвы, тогда он взывает к Господу от всего сердца, обращаясь к Нему так, как может: ведь главное – не формальное чтение, а живая молитва к Богу, так как молимся мы не для Создателя, а для себя. 

Иногда возникают ситуации, когда за столом собираются люди неверующие, или же вы находитесь в ресторане, кафе или ином светском заведении – тогда лучше помолиться тихо, не напоказ, прочитав молитвы негромко, не привлекая демонстративно к себе внимания. 

Также, во время трапезы, уместно для христианина избегать неприличных разговоров, осуждения, нескромных жестов. Относясь к пище как дару, необходимо вкушать неторопливо, не набирать множество блюд, которые вы не съедите, а рассчитывать порции, не оставлять на тарелке остатки еды, есть аккуратно. Хорошим тоном считается выйти из-за стола слегка голодным – лучше не доесть, чем переесть. То же самое касается и употребления алкогольных напитков.

Итак, молитва перед трапезой – не просто обычай, а свидетельство нашей благодарности Богу и упования на Его милость на дарование нам духовных и телесных благ.

[1] Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyritskij/pouchenija/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest