Саккос
Саккос — это часть архиерейского облачения, аналог иерейской фелони или диаконского стихаря. Саккос надевается поверх подрясника и епископского подризника — подсаккосника. Он короче подризника, имеет рукава, в отличие от фелони. Саккос, по аналогии со стихарем, по бокам не сшит, а застегивается на ряд небольших пуговиц (фибул). Причем саккос сшит лишь по плечевым швам, в то время как боковые разрезы стихаря не доходят до подола.
Для пошива саккоса используют дорогие ткани — парчу, шелк, — желтого, красного или багряного, зеленого, синего, черного или фиолетового цветов. Перед и рукава украшают вышивкой канителью или шелком, по краям нашивают звонцы.
Символическое значение
Саккос символизирует собой червленую ризу, которую надели на Христа, насмехаясь над Ним, он призван напомнить епископу смирение и унижение Иисуса Христа.
Саккос имеет что-то наподобие кокетки — на плечах и груди облачения нашита полоса из иной ткани, которая напоминает о ранах на теле Господа.
Звонцы на саккосе обозначают благую весть, исходящую из уст епископа.
Число пуговиц на саккосе также символично — их всего 33, по числу лет Спасителя — по 15 фибул по бокам, и одна — у горловины.
Передняя и задняя часть саккоса символизируют двойственность епископского служения — Богу и людям, и, кроме того, обозначают нераздельную преемственность священства Нового и Ветхого Заветов.
История облачения
Слово “саккос” обозначает вретище, одежду нищих, шитую из грубой ткани. Надевали ее в дни скорби, строгого поста, в дни покаяния. По виду она была похожа похожа на другую одежду времен земной жизни Господа — далматик. Далматик багряного цвета, из дорогой ткани с короткими рукавами был частью императорского одеяния. Именно в такую одежду облекли Христа, когда вели на поругание и смерть.
В воспоминание об этом благочестивые византийские императоры стали надевать в дни поста не торжественные далматики, а смиренные саккосы. Постепенно образ смирения и покаянии перенесся на парадные далматики.
Византийские императоры в знак особой царской милости жаловали саккосы патриархам, которые изначально надевали их трижды в год — на Пасху, Рождество Христово и Троицу.
Частью архиерейского облачения саккосы стали в XI-XII веках. На Руси известен с XV века благодаря киевскому митрополиту Фотию, в это время саккос становится частью митрополичьей богослужебной одежды. В начале XVIII века стал частью облачения не только митрополитов и патриархов, но и всех епископов.