Обет молчания
Мы живем в мире, в котором не бывает тишины. Все вокруг говорят, и никто никого не слушает. Более того, люди зачастую не слышат сами себя, свои мысли. Между тем, наш Бог — Слово, и в Евангелии сказано “От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”. Мы же безрассудно треплем языками, не прекращаем мысленную брань, не останавливаемся ни на секунду. Наш Бог, Иисус Христос, назван Начальником тишины. В Его силах даровать покой нашим душам, и многие православные подвижники избрали молчание ради обожения — соединения с Богом.
Обет молчания — это распространенная духовная практика во многих религиях, так как молчание — способ духовного развития, самопознания и созерцания.
В западной традиции обет непрерывного молчания (кроме исповеди) практикуют целые монашеские общины, например, монастыри ордена картезианцев, или монастырь молчальников в Иерусалиме ордена траппистов.
- Молчальники, прославленные в Церкви
- Киево-печерские безмолвники
- Преподобный Иоанн Молчальник (Безмолвник)
- Святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец
- Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
- Исихазм
- Учителя исихазма
Молчальники, прославленные в Церкви
В Церкви несть числа подвижникам, избравшим затвор и молчание. Не все из них прославлены в лике святых, не о всех есть сведения.
Преподобные, прославившиеся подвигом молчания:
- Саламан Молчальник;
- Иоанн Молчальник;
- Пимен Великий;
- Герасим;
- Исихий Хоривит, Безмолвник;
- Нил Столобенский;
- Исаакий Радонежский;
- Лука Новый Столпник;
- Никола Святоша;
- Андроник и жена его, Афанасия;
- Вера Молчальница;
- Игнатий Белозерский.
Преподобный Сергий Радонежский после долгих лет многотрудных подвигов благословил на игуменство преподобного Никона, а сам до кончины пребывал в безмолвном уединении.
Киево-печерские безмолвники
В пещерах Киево-Печерской Лавры можно увидеть замурованные окошки, а рядом с ними надпись — Преподобный Имярек, Затворник.
Основатель Киево-Печерской Лавры, преподобный Антоний, любил безмолвие. Постриг он принял в одном из афонских монастырей, и первое время подвизался на Афоне. Стремясь исполнить волю Божию, направился на Русь, по пути основывая монастыри (Лядовский Усекновенский мужской монастырь). Остановившись на берегу Днепра в Варяжской пустыни, преподобный положил начало общежительному монастырю. Передав настоятельство игумену Варлааму, преподобный ушел в затвор, где и преставился.
О Киево-печерском святом Онуфрие Молчаливом известно, что подвизался он в 12 веке в Ближних пещерах.
Немного больше известно об Афанасие Затворнике. Этот киево-печерский преподобный был монахом строгой жизни. Случилось так, что он заболел и умер, а как был беден, его не похоронили в тот же день, оставив тело в келье. Игумену приснился обличительный сон, строгий голос спрашивал игумена, как ты можешь веселиться, если человек Божий лежит второй день непогребенный. Игумен с братией вошли в келью Афанасия, и увидели его живым и плачущим. Воскресший монах ни о чем не рассказывал братии, лишь наставил их, чтобы каялись, молились и просили Господа, Пресвятую Богородицу и преподобных Антония и Феодосия Печерских, чтобы быть похороненными в пещерах. После этих слов Афанасий стал затворником, жил еще 12 лет, через день вкушая понемногу хлеба и воды, и непрестанно молясь Богу. После смерти прославился как чудотворец, о чем есть рассказ в Патерике.
Вместе с Онуфрием Молчаливым и Афанасием вспоминают и Феодора Молчаливого Печерского, избравшего подвиг молчания, чтобы не согрешить словом и пребывать в Богомыслии. Феодор Молчаливый прославился чудотворениями.
Преподобный Иоанн Молчальник (Безмолвник)
Иоанн Молчальник родился в середине 5 века, по происхождению армянин. Он с юности полюбил молитвенное уединение. С 18 лет подвизался в молитве и посте. Двадцати восьми лет его рукоположили по просьбе жителей города Колонии, был посвящен в епископы. Избегая мирских неурядиц, бесконечной брани и многих попечений, святитель Иоанн тайно прибыл в Иерусалим. По его молитве Господь указал новое место подвига — монастырь Саввы Освященного. Никому не открывшись, святитель стал подвизаться вместе с отцами-савваитами. Чтобы поощрить усердного монаха, игумен Савва решил рукоположить его. Избегая земной славы, святитель Иоанн открылся патриарху Иерусалимскому Илии, и первоиерарх благословил его на подвиг молчания. Так Иоанн молчал четыре года, пребывая в затворе. Вскоре Господь открыл святому Савве, что Иоанн — епископ Церкви Христовой, после чего Иоанн Молчальник скрылся в пустыне.
После смерти святого Саввы, Иоанн много потрудился на благо Церкви, боролся с ересью оригенитов и утешал скорбящих, изгонял бесов, исцелял, прозревал мысли людей, как свои.
Многие святые, стремившиеся к тишине и безмолвию, прославлены за другие подвиги.
Святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец
Святитель Николай прославился как великий угодник Божий. С юности избранный Богом, он стремился к безмолвию и вступил в братство Святой Сион. Господь Иисус Христос со своей Пречистой Матерью явился святому в видении, и указал ему другой путь. Господь подал будущему Святителю Евангелие в богатом окладе, а Богородица — омофор, знаменуя этим епископское служение.
Вскоре умер архиепископ Иоанн, и Сбор стал решать, кого избрать на епископскую кафедру. Одному из епископов Собора было видение, в котором указан был Божий избранник — молодой священник Николай. Возлюбивший безмолвие в Боге, святитель Николай явил собой образец кротости, любви и смирения — Правило веры и образ кротости, воздержания учитель, как поется в тропаре святому.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
Один из трех великих учителей Церкви, святитель Иоанн Златоуст, родился в Антиохии. Святитель изучал риторику и философию, но еще в молодости осознал суетность мирской учености, углубился в изучение Священного Писания и молитву. Монашеский постриг принял после смерти матери.
Предполагалось, что Иоанн или его друг Василий (будущий святитель Василий Великий) займут епископскую кафедру. Друзья избрали отшельничество, избегая высокого сана. Иоанн тайно способствовал посвящению Василия, сам же оставался в пустыне и два года хранил полное молчание. По состоянию здоровья Иоанн возвратился в Антиохию, был рукоположен в диаконы, а затем и в пресвитеры. Кроме того, на Иоанна была возложена обязанность проповедовать Евангелие. За необыкновенный Божий дар проповедника паства нарекла Иоанна “Златоустым”. В 397 году Иоанн был поставлен на Константинопольскую кафедру.
Исихазм
В жизнеописаниях святых нередко встречаются слова: “пребывал в безмолвии и молитве”. Целью христианских подвижников было пребывание в Боге, в молитвенном единстве с Творцом. Инструменты достижения единения с Господом — безмолвие и молитва. В Православии многие подвижники выбирали молчание, причем молчание совершенное, — не только уст, но и ума, и сердца. Это мистическое движение называется исихазм и учит оно “умному деланию” — Иисусовой молитве, совершаемой в тишине сердца.
Высшая цель отцов-исихастов — обожение человека и созерцание Божественных энергий — Нетварного света.
Исихасты проходят сложный путь духовной и телесной аскезы, непрестанно произнося Иисусову молитву, и постепенно молитва становится самодвижной, то есть, совершается без усилий подвижника.
Учителя исихазма
Об исихазме писал Григорий Двоеслов (Палама), это наиболее известный теоретик исихазма.
Русские исихасты — Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Максим Грек, Андрей Рублев. Отцы-исихасты 19 века — преподобный Паисий Величковский, святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Тихон Задонский, преподобный Сергий Радонежский.
Один из представителей отцов-исихастов 20 века — афонский старец Иосиф Исихаст. О жизни подвижника написана прекрасная книга “Моя жизнь со старцем Иосифом”. Автор — отец Ефрем Филофейский.
Еще одна хорошая книга для общего развития об исихазме — “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу”.
Следует понимать, что исихазм — это наука высшего порядка, не высшая математика и не философия, это духовная мистическая практика. Для ее освоения написаны книги, такие, например, как “Добротолюбие”, или “Лествица”. Автор “Лествицы”, Иоанн Лествичник, предупреждает об опасности занятий делом, которое под силу опытным монахам: “Глубина догматов неисследима, уму безмолвника не безбедно в нее пускаться”.