Юродство

Юродство переводится с древнеславянского как безумие. В Православии юродство ради Христа — это особый вид подвига, наиболее высокий в глазах Бога. Христа ради юродивые, блаженные, странники отказываются от всего, что дорого обычным людям — семьи, жилья, одежды, уважения окружающих, от собственного разума. Все это делают они с единой целью — угодить Богу. 

Содержание
  1. Юродство — обличение безумного мира
  2. Христа ради юродивые
  3. Иоанн Жуковский
  4. Иван Яковлевич Корейша
  5. Блаженная монахиня Алипия
  6. Архимандрит Никон (Сморкалов)    
  7. Крест юродства

Юродство — обличение безумного мира

Нет для человека ничего ценнее, чем здравый рассудок. Пушкин опасался сумасшествия: “Не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума”. Мы цепляемся за свой рассудок, во всем на него полагаемся, но что же служит мерилом нашей разумности? Увы, им становится людское мнение, отнюдь не Божьи заповеди. Еще в 4 веке святитель Афанасий Великий писал: “Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю”. 

Успех

Чтобы обличить грехи этого безумного и кичливого мира, появляются юродивые. Они своей жизнью показывают, насколько велика пропасть между тем, к чему стремятся люди, и тем, что угодно Богу. В тропаре Ксении Блаженной поется “безумием мнимым безумие мира обличила еси”. Юродивые появляются в тот момент, когда Бог особенно хочет сказать нам: люди, опомнитесь. Ваша жизнь — дым, вы — трава, которую бросают в печь и она сгорает. Смиритесь, одумайтесь, перед вами Вечность, а вы летите в пропасть. Об этом буквально кричат юродивые.  

Юродство как род подвижничества более характерен для Православного Востока. На Руси особенно много появилось юродивых в средние века.С одной стороны — это время, когда Церковь имела большое влияние на политику государства и жизнь народа, с другой — время необычайной жестокости, душевной косности, лицемерия и злобы.

Юродивые обличали правителей, и те, боясь Божьего гнева, прислушивались к словам мнимых безумцев: “немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков”.

Святая Русь дала миру более всего юродивых Христа ради — 36 человек, и это только прославленных в лике святых. 

Христа ради юродивые

Каждый город имеет своих блаженных, своих праведников. Они часто ходят по улицам неузнанными, эти пророки, эти проповедники покаяния: “ихже не бе достоин мир, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных” Евр:11:38-38.

Сколько их, почти неизвестных миру, покоится на кладбищах. 

Иоанн Жуковский

В Одессе на Втором христианском кладбище есть могилка блаженного Иоанна Петровича Жуковского, почившего в 1960 году. Люди посещают могилку старца, помнят его, молятся о его упокоении, чтобы и он помянул их в Царствии Небесном. Иоанн Петрович закончил семинарию, служил в епархии секретарем. После посещения известного одесского священника отца Ионы Атаманского стал юродствовать.

Люди вспоминают, что зашел Иван Петрович к батюшке нарядный, с белой бабочкой, а вышел босой, с торбой через плечо. Так, босым, бездомным и якобы безумным скитальцем прожил Иван Петрович жизнь, молясь Христу. Иван Петрович обладал даром исцеления, и сейчас приходящие к нему с верой исцеляются.

Иван Яковлевич Корейша

В Москве есть свой юродивый Христа ради, не канонизированный Церковью, — Корейша Иван Яковлевич. За обличение вельможи-сластолюбца был отправлен в психлечебницу, в которой прожил 50 лет. Все это время к нему приходили люди за советом и помощью.

Главврач установил плату за посещение старца — 20 копеек, и таким образом Иван Яковлевич буквально содержал больницу.

Споры о сущности этого человека велись в самых образованных, литературных кругах того времени. Господа спорящие забыли одну простую истину — “Дух дышит, где хочет”,  память о подвижнике не умирает, почитание старца в народе не прекращается и доныне. 

Блаженная монахиня Алипия

Без прославления в лике святых почитают святой блаженную монахиню Алипию, юродивую Христа ради, жившую в городе Киеве. По завету старицы, к ней на могилку приходят люди, рассказывают ей о своих нуждах, как живой, и она помогает. 

Матушка умерла в 1988 году. Многие помнят, как нетерпимо она обличала тогдашнего Киевского митрополита Филарета (Денисенко), выгоняла его из храма. Говорила о Филарете “пышен, славен, да не наш”. Матушка жила в лесу, неподалеку от разрушенной Голосеевской пустыни. К ней ходило много мирян, чтобы получить духовный совет, помощь в делах, исцеление. Матушка всех кормила, но встречала каждого по разному: кого-то с любовью, а кого и с бранью. Впрочем, в основном, с любовью. 

Блаженная монахиня Алипия

И сейчас в дни памяти юродивой Христа ради Алипии в Голосеевском мужском монастыре собирается множество народа — так привлекает людей Божия благодать, которая невероятно щедро здесь изливается на каждого приходящего. Келейница Матушки вспоминает о том, что блаженная никогда не спала лежа, у нее и места для сна не было, вся кровать была заставлена какими-то узелочками. За каждого, кто к ней приходил, блаженная молилась. На шее у нее висело множество ключей — по числу духовных чад. На спине матушка носила икону апостола Петра — в знак благодарности апостолу за чудесное спасение.

Архимандрит Никон (Сморкалов)    

Церковь часто называют лечебницей, и юродивые в этой больнице работают  хирургами. Да, они причиняют боль, часто неимоверно сильную, но за этой болью следует исцеление. Человек, столкнувшийся с юродивым, испытывает потрясение. 

Прихожане Одесского патриаршего мужского Свято-Успенского монастыря помнят архимандрита Никона (Сморкалова), почившего в мае 2015 года. Отец Никон юродствовал, разговаривал нарочито грубо, мог крикнуть или замахнуться. Те, кто знал батюшку ближе, не смущались его поведением.

Отец Никон говорил прямо, без обиняков называя грех точными словами. Могу из личного опыта сказать, что разговор с отцом Никоном выворачивал душу наизнанку, и это не фигура речи. От спокойного взгляда старца приходит понимание, что весь ты на виду, что не скрыться тебе нигде. И понятно становится, какой ты перед Богом предстоишь — воистину немощный, грешный прах с искалеченной душой.

Юродивые показывают нам, насколько просто мы должны жить. Они отказываются от семейного очага, домашнего уюта, чтобы мы ценили это, как дар Божий, не роптали, а смиренно несли свой крест и молились Богу. Только разговор с Творцом может изменить человеческую душу, больше никто и ничто.

Крест юродства

Подвиг юродства в какой-то мере касается каждого искренне верующего христианина. Мир, ненавидящий святость, насмехается над хотящими жить свято. 

Ведь что такое святость? У нас сложился ложный стереотип святого человека — эдакий ангел с крыльями и опущенными глазами. На самом деле, святость — это норма человеческого поведения. Господь Иисус Христос был свят, это образец святости, но Он был живым человеком — грустил, радовался, огорчался, гневался. И не грешил. К тому же призывает нас Господь — будьте святы. 

Быть святым просто — нельзя грешить. Нельзя врать, насмехаться над людьми, делать аборты, потому что это убийство, брать чужое, жить с чужими женами и мужьями, потому что это грех. Этого всего делать нельзя, этого избегают христиане. А чудеса, воскрешение из мертвых, исцеления и прочее, — так и не все канонизированные святые прославились чудотворениями. Например, Иоанн Предтеча в Евангелии назван большим из всех, рожденных женами, — он не сотворил ни одного чуда. Чудес требует гордыня человеческая. Настоящее чудо — тихое. Тихо распускается цветок, тихо растет ребенок в материнском чреве, тихо меняется человеческая душа. 

Преподобный Антоний Великий говорил: “Придет время, когда люди станут безумствовать и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”, — потому что он не подобен им”. Сам наш Бог, Господь Иисус Христос, не был ли безумцем в глазах народа? — “ибо говорили, что Он вышел из себя” Мк:3:21, “говорили: в Нем нечистый дух” Мк:3:30.

Дети-христиане каждый день слышат от своих сверстников нечто подобное. Терпят насмешки за то, что не матерятся, не красятся, носят юбки. Взрослые ведут себя немного сдержаннее, но это только лицом к лицу, а за спиной те же пересуды.  Верующий человек не должен обольщаться тем, что если он будет жить свято, его все будут любить. Господь говорит в святом Евангелии: “Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир” Ин:15:19.

Так что, милые христиане, братья и сестры о Господе нашем, Иисусе Христе, если хотим быть с Богом, смиримся с тем, что мы безумцы перед миром. 

Юродство

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest